Памяти

Людмилы Сильвестровны Мининой

(1917—2009 гг.)

7 сентября 2017 г. исполнилось 100 лет со дня рождения доктора географических наук Людмилы Сильвестровны Мининой.

Л. С. Минина родилась в семье служащего в г. Витебск, где прошли ее детство и школьные годы до окончания семи классов. Это было непростое время и для страны, и для людей. В подростковом возрасте Люся была свидетелем раскулачивания деда, арестов бабушки и дяди, вскоре расстрелянного. После назначения отца инженером на строительство Днепрокомбината семья переехала в Запорожье, где пережила тяжелые времена. Успешно окончив школу, Людмила решила поступать в Московский химический институт им. Менделеева. Однако не была допущена к экзаменам из-за социального происхождения. Узнав от отца о Московском гидрометеорологическом институте (МГМИ), она подала в деканат документы и успешно сдала экзамены. Судьба была решена.

Учеба и институтская жизнь захватили новыми впечатлениями, наука метеорология оказалась очень интересной, изучаемые дисциплины давались легко, училась на “отлично” и старалась помогать товарищам — подтягивала отстающих.

      

      Группа синоптиков Московского                                                        Работа наблюдателем на кафедре метеорологии.

гидрометеорологического института.                                                                                                                                          

 

Одновременно работала на кафедре у профессора Михаила Сергеевича Аверкиева. Прекрасные воспоминания сохранились об интересной практике в Павловске и в Кучино, где в то время еще стояло здание известного Аэродинамического института и деревянное здание магнитной лаборатории. Здесь работали специалисты в области теоретической и практической аэродинамики под руководством Н. Е. Жуковского, а в 1911 г. в русле р. Пехорка была создана одна из первых лабораторий гидродинамики. Д. П. Рябушинский, ученик Н. Е. Жуковского, наблюдал в этой естественной лаборатории явление, позже названное “дорожкой фон Кармана”, изучал кавитацию и другие чрезвычайно важные явления природы. С 1905 г. с помощью шаров-зондов регулярно запускали метеорографы для исследования высоких слоев атмосферы. Конечно, такая прекрасно оборудованная лабораторная база отлично подходила для практического обучения студентов МГМИ. Обучение не ограничивалось практическими занятиями. Были и туристические походы, где студенты получали не только спортивную закалку, но и жизненный опыт.

 

Дом Рябушинских в Кучино, где проходила практика студентов МГМИ. 

Впоследствии здесь расположился Гидрометеорологический техникум.

 

                           

                    Кучино. Усадьба Рябушинских.                                 Метеоплощадка МГМИ на здании Центрального института прогнозов.     

Курсы пропагандистов. Август 1938 г.                                                       Большой Предтеченский переулок. 1937 г.         

                                                                                                                 (Здание построено фабрикантом и меценатом С. Т. Морозовым.) 

 

После окончания с отличием Московского гидрометеорологического института Л. С. Минина была распределена на работу инженером-синоптиком в Управление Гидрометслужбы Северного Кавказа в Ростове-на-Дону. Здесь и застала молодого специалиста Великая Отечественная война. В связи с быстрым продвижением немецких войск в августе 1941 г. в Ростове-на-Дону была сформирована и оставлена оперативная группа из 9 человек, в которую вошла Л. С. Минина. Однако 16 октября город покинула и оперативная группа, проследовавшая до Грозного. Здесь под руководством воентехника 1-го ранга Н. Сокотуна был создан оперативный Метеоцентр УГМС Северо-Кавказского военного округа, который в декабре 1941 г. перебазировался в Орджоникидзе и работал до августа 1942 г. В связи с ухудшением обстановки на Северо-Кавказском фронте летом 1942 г. штат Метеоцентра был сокращен. Осталась небольшая оперативная группа, оснащенная радиостанцией для передачи сводок погоды и прогнозов руководству Северо-Кавказского фронта. Группу метеорологов возглавила Л. С. Минина. При отступлении вместе со штабом фронта группа двинулась по Военно-Осетинской дороге. В горах по дороге в Тбилиси попали под бомбежку. До ноября 1942 г. Л. С. Минина работала в метеоцентре Управления гидрометслужбы Северо-Кавказского военного округа, а затем переведена во вновь созданное метеобюро под руководством Герасима Никифоровича Меркулова для работы в Иране. Группа метеорологов прибыла в Тегеран 19 ноября 1942 г. Людмила Сильвестровна вспоминала: “Поселили нас, шестерых девчат, в большую бывшую казарму иранских солдат по соседству с армейской кухней, помещение позволяло поставить как раз шесть топчанов, а аэродром — место работы — был в 12 км, к нему вела разбитая и пыльная булыжная дорога”.

 

    

     Аэропорт Тегеран. Рабочее здание метеорологической группы, 1945 г.                                    Метеорологическая площадка. 

 

Перед вновь прибывшей метеорологической группой была поставлена задача — наладить в режиме круглосуточного дежурства сбор метеосводок по территории Ирана, организовать метеообеспечение аэропорта на основе составления и последующего анализа приземных карт погоды и карт барической топографии с воздушными потоками (термин “струйные течения” появился позже). В своих дневниках Л. С. Минина писала: “Необходимо было обеспечить оперативное обслуживание южной трассы от побережья на фронт: от Абадана, где находились заводы по сборке военной техники, на Тегеран и далее на Кировабад и Полтаву. Перебрасывалось воздушным путем то, что гнали союзники через океан в морской порт Абадан — медикаменты, консервированную кровь, медицинские материалы, лекарства, продукты питания, а самое главное — серии истребителей, которые собирались здесь же на заводах в Иране. Весь этот огромный поток грузов из США и Англии шел воздушным путем и наземным — на грузовиках через Иранские горы на фронт. Огромные по тому времени Дугласы загружались наиболее ценными товарами — медикаментами, лекарствами, кровью. Американские грузовые Студебекеры шли караванами с грузами через горный перевал. За прогнозы погоды по этой сухопутной трассе отвечало также Метеобюро”. Для ознакомления с условиями дороги была организована специальная поездка синоптиков по трассе. В воспоминаниях Людмила Сильвестровна писала: “Проезжали эту жуткую дорогу мы лишь в дневное время. А караваны машин шли круглосуточно, отдыхать водителям почти не приходилось. Там видела такие места, смотреть на которые нельзя было без дрожи! На дне в пропасти лежали сорвавшиеся машины с людьми и грузами. Страшно было ехать днем, в теплое время года, а если пройдет дождь или снег, обледенеет дорога… Нелегко было и летчикам. Иран с северо-запада на юго-восток пересечен Загросским хребтом. Отдельные вершины к юго-востоку достигают высоты 4 км и более. В средней части, чуть более низкой, и пролегала авиатрасса. Однако над горами очень часты облака, скрывающие их. Кроме того, вдоль гор с их северной стороны залегают облачные системы холодных фронтов, пришедших с севера с территории России, располагается и сопутствующее холодному фронту струйное течение, где скорость северо-западного ветра достигает 30 м/с и более. Весной и осенью эти северо-западные ветры и струйное течение усиливаются и сносят самолет к востоку, где горы значительно выше. Так случилось с экипажем командира Хруцкого в конце зимы 1944 г. Самолет сначала перебросил в Абадан пилотов, задачей которых и была доставка прибывших океанским путем и собранных в Абадане истребителей на фронт вблизи Полтавы, а экипаж после высадки летчиков отправился на Кировабад. Оказавшийся под струйным течением самолет снесло с северо-запада к юго-востоку, перед ним хребет был уже высотой 4 км, и они, не предполагая такого сноса, врезались в горный хребет. Нашли останки самолета только через год”.

В Тегеране Людмила Сильвестровна вышла замуж за Александра Петровича Безрукова, начальника связи аэродрома особого назначения. Там же родился сын. В Иране Л. С. Минина начала заниматься научной работой. Первые три статьи были написаны по климатической характеристике района Тегерана и некоторым синоптическим особенностям Северного Ирана.

В 1947 г., после возвращения на Родину, Людмила Сильвестровна пришла в Центральный институт прогнозов (ЦИП) сначала в качестве старшего, а затем главного синоптика. В 1956 г., продолжая заниматься оперативной работой, защитила кандидатскую диссертацию о влиянии подстилающей поверхности на влагосодержание воздушной массы и эволюцию холодных фронтов летом над европейской частью страны. Неоднократно участвовала в составлении методических материалов по синоптической метеорологии и Руководства по краткосрочным прогнозам. С 1961 г., когда в ЦИП начали поступать данные американских метеорологических спутников, Л. С. Минина занялась новым для того времени разделом метеорологии — спутниковой метеорологией и возглавила группу по анализу глобальных карт облачности по данным метеорологических спутников Земли (МСЗ). Работа в оперативной группе позволила накопить большой опыт. Принимая активное участие в методической работе по использованию данных МСЗ в синоптическом анализе и прогнозе, она одновременно вела большую преподавательскую работу, выступала с лекциями в институтах, руководила 17 дипломными проектами студентов ОГМИ, ЛГМИ, МГУ, ВГУ. Под ее руководством были успешно защищены шесть кандидатских диссертаций.

В 1971 г. вышла в свет монография Л. С. Мининой “Практика нефанализа”, которая была защищена как докторская диссертация. Монография явилась не только первым крупным научным трудом по спутниковой метеорологии, но и давно ожидаемым пособием для метеорологов и синоптиков в области внедрения данных метеорологических спутников Земли в практику оперативной работы.

Людмила Сильвестровна неоднократно участвовала в экспедициях на научно-исследовательских судах Гидрометслужбы с целью изучения атмосферных процессов в тропической зоне: квазидвухлетней цикличности режима ветра в экваториальной стратосфере, условий зарождения тропических циклонов, внутритропической зоны конвергенции и условий осадкообразования в тропической зоне Тихого океана. За участие в составлении Атласа океанов она была награждена Грамотой Главнокомандующего ВМФ Адмирала флота СССР.

В 1975 г. Л. С. Минина была направлена научным экспертом-метеорологом для участия в международном суде в США, который рассматривал дело о столкновении в Аравийском море советского теплохода “Светлогорск” и американского супертанкера “Аквариус”. В аварии обвинялся капитан советского судна. Здесь и пригодились опыт дешифрирования снимков из космоса, знания, опыт и чутье метеоролога. Кропотливая работа по сбору всех возможных данных в районе аварии и подробнейший анализ предшествующих метеорологических условий показали, что в приповерхностном слое в виде весьма узкой полосы наблюдался густой туман, обусловленный выходом холодных глубинных масс (апвеллингом). Противная сторона отрицала наличие тумана. Аргументированное выступление Л. С. Мининой на международном суде стало решающим в вынесении заключения экспертной комиссией по делу о столкновении. Капитан “Светлогорска” был признан виновным только на одну четвертую, а иск Советскому Союзу в размере 36 миллионов долларов был сокращен на треть.

Людмила Сильвестровна всегда вела большую общественно-научную работу, будучи членом Ученых советов Гидрометцентра и Главной геофизической обсерватории им. А. И. Воейкова, пропагандистом общества “Знание”. Она автор нескольких научно-популярных брошюр по метеорологии. Л. С. Минина отмечена государственными наградами как за участие в Великой Отечественной войне, так и за мирный труд.

Уйдя на пенсию, Людмила Сильвестровна часть своей жизни посвятила работе по восстановлению доброго имени своего дяди — репрессированного художника Ефима Семеновича Минина, среди картин которого был большой портрет юной Люси в цветущем саду. Людмилой Сильвестровной были собраны, в том числе и за границей, все материалы о художественном наследии художника. В журналах на русском и белорусском языках опубликованы статьи и напечатаны репродукции его картин и гравюр.

Интерес к науке Л. С. Минина сохранила до преклонных лет — помогала аспирантам, участвовала в научных работах как исследователь и как научный консультант. В 2004 и 2006 гг. были опубликованы научные статьи, где она выступала в качестве соавтора.

Скончалась Людмила Сильвестровна в 2009 г., немного не дожив до своего 92-летия, прах ее покоится на Донском кладбище в Москве.

Творческий путь Людмилы Сильвестровны Мининой, ее энтузиазм, увлеченность и целеустремленность, научный авторитет, компетенция и эрудиция — яркий пример беззаветного служения метеорологической науке и практике.

Joomla templates by a4joomla