Главному авиационному метеорологическому центру Росгидромета — 90 лет

 

24 января 2021 г. Федеральному государственному бюджетному учреждению “Главный авиационный метеорологический центр Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды” (ФГБУ “ГАМЦ Росгидромета”) исполнилось 90 лет.

ФГБУ “ГАМЦ Росгидромета” является оперативно-производственным подразделением Росгидромета, осуществляющим комплекс работ по метеорологическому обеспечению полетов воздушных судов гражданской и экспериментальной авиации и предоставлению метеорологической информации для их аэронавигационного обслуживания на аэродромах Внуково, Шереметьево, Домодедово, Раменское, Луховицы, где располагаются филиалы учреждения.

Деятельность ФГБУ “ГАМЦ Росгидромета” с момента основания неразрывно связана с развитием гражданской авиации нашей страны. До 1930 г. метеорологическое обеспечение полетов воздушных судов производилось Главной авиационной метеорологической станцией военно-воздушных сил (ГАМС ВВС). Все возрастающее число полетов явилось причиной формирования в конце 1930 г. группы специалистов ГАМС ВВС для обеспечения полетов гражданской авиации на Центральном аэродроме имени М. В. Фрунзе в Москве. 24 января 1931 г. именно на этой базе было создано Бюро оповещений Центрального бюро погоды, которое стало ядром будущего Главного авиационного метеорологического центра.

В 1935 г. Бюро было преобразовано в Центральное авиационное метеорологическое бюро (ЦАМБ), а в 1938 г. переименовано в Центральную авиационную метеорологическую станцию гражданскую (ЦАМСГ).

В довоенные годы ЦАМСГ обеспечивала метеорологическое обслуживание важнейших полетов и перелетов: планерные слеты в Коктебеле (1935—1936 гг.) и в Туле (1940 г.), полет дирижабля “СССР В-6” в 1937 г., перелеты летчиков М. С. Бабушкина, И. П. Мазурука, М. В. Водопьянова, рекордный полет самолета “Украина” и др. Во время Великой Отечественной войны в задачи ЦАМСГ входило метеорологическое обеспечение полетов Московской авиагруппы особого назначения военно-транспортной авиации. В 1945 г. базой ЦАМСГ стал Центральный Московский аэродром Внуково.

Аэропорт Внуково имеет особый статус – более семидесяти лет ФГБУ “ГАМЦ Росгидромета” осуществляет метеорологическое обслуживание полетов воздушных судов с высшими должностными лицами страны, главами иностранных государств и правительств, прибывающих в Россию, а с 1956 г. — рейсов “Авиационного отряда особого назначения”, переименованного впоследствии в Специальный летный отряд “Россия”.

Учитывая ведущую роль ЦАМСГ в вопросах метеорологического обеспечения авиации, в 1959 г. организации было присвоено название Московский главный авиационный метеорологический центр (МГАМЦ). В том же году в состав МГАМЦ вошли филиалы в аэропорту Шереметьево и при Главном управлении Гражданского воздушного флота. 11 августа 1959 г. филиал МГАМЦ Шереметьево впервые выполнил метеорологическое обслуживание приземлившегося на аэродроме лайнера “ТУ-104”, выполнявшего рейс № 072 из Ленинграда, 1 июня 1960 г. был обслужен первый международный рейс по маршруту Шереметьево – Шенефельд.

В аэропорту Шереметьево в 2019 г. введена в эксплуатацию новая третья взлетно-посадочная полоса, оборудованная системами автоматизированного производства метеорологических наблюдений. Впервые в Российской Федерации осуществлены производство наблюдений, обработка их результатов, формирование сводок погоды и предоставление метеоинформации для обеспечения взлетно-посадочных операций одновременно с трех ВПП.

1 марта 1963 г. в состав Московского главного авиационного метеорологического центра на правах филиала включена авиационная метеорологическая станция (АМСГ) Домодедово, организованная на территории аэродрома Домодедово в 1962 г. В 1963 г. началось метеорологическое обеспечение грузовых и почтовых рейсов на самолетах “Ту-104” и “Ил-18”, а с 25 марта 1964 г. осуществляется обслуживание пассажирских рейсов. 26 декабря 1975 г. филиал обслужил первый эксплуатационный, а 1 ноября 1977 г. первый пассажирский рейс сверхзвукового самолета “Ту-144” по маршруту Домодедово — Алма-Ата.

В 1970 г. в состав МГАМЦ как филиалы вошли АМСГ Третьяково (аэродром Луховицы) и АМСГ Жуковский (аэродром Раменское), осуществляющие метеорологическое обеспечение экспериментальной авиации.

Основная функция АМСГ Третьяково — метеообеспечение испытательных полетов на аэродроме и в зоне полетов, а также обслуживание перелетов новой техники внутри России и за границу. Специалисты филиала внесли весомый вклад в обслуживание полетов самолетов “Ил-28”, “Ил-20”, “ЯК-25”, “СУ-7”, “СУ-9”, “МиГ-21”, “МиГ-23”, “МиГ-29”, “МиГ-35” и др.

Филиал ГАМЦ в аэропорту Раменское АМСГ Жуковский обеспечивает необходимой метеорологической информацией испытания практически всех видов новой отечественной авиационной техники и авиационного оборудования, а также испытательные полеты летных подразделений, баз ОКБ А. Н. Туполева, С. В. Ильюшина, И. О. Сухого, А. И. Микояна, А. С. Яковлева, В. М. Мясищева. С 1993 г. специалисты филиала осуществляют метеорологическое обеспечение Международных авиационно-космических салонов на аэродроме Раменское. С открытием в 2016 г. гражданского сектора на аэродроме обслуживаются полеты воздушных судов экспериментальной, государственной и гражданской авиации.

За заслуги в области оперативного метеорологического обслуживания полетов самолетов гражданской авиации Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 февраля 1971 г. Московский Главный авиационный метеорологический центр награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В 1980 г. МГАМЦ переименован в Главный авиационный метеорологический центр (ГАМЦ) Госкомгидромета, в 2011 г. – в ФГБУ “ГАМЦ Росгидромета”.

Из небольшой группы специалистов при Главной авиаметеорологической станции военно-воздушных сил, обеспечивавших в 1930-е годы немногочисленные полеты быстро развивавшейся советской гражданской авиации, Главный авиационный метеорологический центр к настоящему времени стал мощным оперативно-производственным учреждением. Его подразделения оснащены современными сертифицированными метеорологическими приборами и системами как российских, так и иностранных производителей, средствами связи и радиолокации, вычислительной техникой, позволяющей своевременно и в полном объеме предоставлять авиационным пользователям метеорологическую информацию высокого качества. Метеорологическое оборудование, установленное на международных аэродромах Внуково, Домодедово, Шереметьево и Раменское, обеспечивает выполнение точных заходов на посадку и посадок воздушных судов по категориям I, II и III ИКАО.

Метеорологические наблюдения на аэродромах производятся с помощью автоматизированных метеорологических информационно-измерительных систем КРАМС-4 и АМИС-РФ, обеспечивающих получение результатов измерений от всех датчиков, расположенных вдоль взлетно-посадочных полос, архивирование, ручной ввод результатов визуальных наблюдений, обработку полученной информации, формирование местных сводок погоды и сводок METAR/SPECI и их распространение. На московских аэродромах местные сводки формируются и выпускаются в ежеминутном режиме выдачи информации. Создана вычислительная сеть, обеспечивающая высокоскоростной доступ специалистов подразделений ко всей имеющейся информации. Особенностью сети является наличие устройств, осуществляющих постоянный мониторинг используемых каналов связи и обеспечивающих автоматический переход на резерв в случае выхода из строя основного канала.

Подразделения ФГБУ “ГАМЦ Росгидромета” выпускают прогнозы в коде TAF по обслуживаемым аэродромам с периодом действия 24 и 30 ч по аэродрому Домодедово, прогнозы для посадки TREND, прогнозы для взлета, зональные прогнозы погоды в формате GAMET, предупреждения по аэродрому и предупреждения о сдвиге ветра.

В ФГБУ “ГАМЦ Росгидромета” проводятся мероприятия по централизации и оптимизации системы метеорологического обеспечения полетов, что позволит унифицировать процесс их подготовки, внедрить в оперативную практику современные методы прогнозирования, обеспечить высокое качество прогнозов на основе единства и сопоставимости метеорологических данных.

Свою деятельность ФГБУ “ГАМЦ Росгидромета” осуществляет в тесном сотрудничестве с научными учреждениями Росгидромета, применяя на практике прогностические данные мезомасштабных гидродинамических моделей COSMO-Ru-7 и COSMO-Ru-2.2 Гидрометцентра России, результаты гидрометеорологической дешифровки спутниковой информации геостанционарного ИСЗ “Meteosat-10” Научно-исследовательского центра космической гидрометеорологии “Планета”, данные геоинформационной системы “МЕТЕОРАД” Центральной аэрологической обсерватории.

Коллектив ФГБУ “ГАМЦ Росгидромета” проводит непрерывную методическую работу, направленную на повышение качества метеорологического обеспечения полетов воздушных судов на московских аэродромах. На протяжении многих лет ФГБУ “ГАМЦ Росгидромета” является базой производственной практики студентов МГУ им. М. В. Ломоносова, РГГМУ, гидрометеорологического техникума и других учебных заведений.

Подразделения ФГБУ “ГАМЦ Росгидромета” обслуживают 40% внутренних воздушных перевозок и более 70% международных. Отсутствие на протяжении многих лет авиационных происшествий, инцидентов и претензий, связанных с неудовлетворительным метеообеспечением на обслуживаемых аэродромах, – главный показатель качественной и профессиональной работы коллектива ФГБУ “ГАМЦ Росгидромета”.

 

Joomla templates by a4joomla