- Подробности
- Категория: Июль 2024
Верификация сезонных ансамблевых прогнозов на базе модели земной системы INM-CM5
В. М. Хан, Е. Н. Круглова, В. А. Тищенко, И. А. Куликова,
А. В. Субботин, А. С. Грицун, Е. М. Володин, М. А. Тарасевич,
В. В. Брагина (Воробьева)
Рассмотрены вопросы, связанные с верификацией ансамблевых сезонных прогнозов, полученных с использованием новой технологии, реализованной на базе модели земной системы INM-CM5. Объектами прогнозирования служат глобальные сеточные поля 2,5 ґ 2,5° средних ансамблевых аномалий и вероятностей трех градаций аномалий (ниже нормы, норма, выше нормы) для каждой из пяти характеристик — геопотенциала поверхности 500 гПа (Н500), атмосферного давления на уровне моря (SLP), температуры воздуха на поверхности 850 гПа (T850), приземной температуры воздуха (Т2м) и осадков (Prec) — для шести периодов временного осреднения: на месячных интервалах 1-, 2-, 3-, 4-й месяц и двух сезонных — сезон 1 (1—3-й месяцы) и сезон 2 (2—4-й месяцы). Отмечено, что оценки качества прогнозов сильно варьируются в зависимости от рассматриваемого региона, сезона и метеорологического параметра. Наилучшие результаты по всем параметрам получены для тропиков, где располагаются основные источники долгосрочной предсказуемости атмосферы. Во внетропических широтах качество прогнозов, особенно на месячных интервалах, снижается и приближается к уровню климатического прогноза. Качество прогнозов осадков значительно уступает качеству прогнозов других метеорологических параметров. Отмечена сопоставимость успешности ансамблевых сезонных вероятностных и детерминистских прогнозов основных метеовеличин по модели INM-CM5 как в глобальном масштабе, так и в отдельных регионах, с оценками аналогичных прогнозов зарубежных метеоцентров, участвующих в проекте LC MME-WMO. Внедрение новой климатической модели в научно-оперативную практику Гидрометцентра России/Северо-Евразийского климатического центра будет способствовать повышению качества месячных и сезонных прогнозов, а также развитию специализированного климатического обслуживания.